id: Гость   вход   регистрация
текущее время 17:20 23/04/2024
создать
просмотр
ссылки

Радость то какая

http://pda.gazeta.ru/social/2011/03/31/3571285.shtml
http://3rm.info/10369-proslushka-vne-zakona.html


Спецсредства для прослушки и скрытого видеонаблюдения могут использовать только спецслужбы, а их применение без лицензии ФСБ влечет уголовную ответственность, постановил Конституционный суд. Заявители, которые оспаривали запрет, настаивали: в законе не прописано, что является спецсредством, а что нет, и завести дело по этой статье можно на кого угодно.


В четверг Конституционный суд вынес решение по делу, которое принял к рассмотрению 16 февраля этого года. С заявлением обратились пять человек, требовавшие проверить законность ч. 3 ст. 138 Уголовного кодекса РФ (о незаконном производстве, сбыте или приобретении специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации). Двое из заявителей были осуждены по этой статье, еще трое находятся под следствием. Все они считают, что в закон необходимо внести изменения, так как он не указывает, что можно считать спецсредством, а что нет.


КС решил, что статья УК соответствует закону, сославшись на то, что получение личной информации не в оперативных целях нарушает конституционные права личности.


«К таким специальным техническим средствам относятся, например, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров, — сообщила в четверг пресс-служба суда. — Свободный оборот таких специальных устройств запрещен федеральным законом, использовать их вправе только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб в ходе оперативно-розыскной деятельности. Разработка, производство, реализация и приобретение специальных технических средств могут осуществляться исключительно на основании лицензии, выдаваемой ФСБ России». Заседание суда было закрытым.


Приняв решение, суд дал несколько пояснений, направленных на разъяснение толкования статьи УК. КС отмечает, что перечень спецсредств устанавливает правительство (перечень утвержден в 1996 году). Миниатюрные видеокамеры и «жучки» должны отличаться от обычных бытовых приборов «специально приданными спецсредствам нужными качествами», то есть быть замаскированы, а следствие, возбудившее дело о незаконном обороте спецсредств, должно доказать наличие у обвиняемого умысла на совершение незаконных действий.


Таким образом, дела заявителей, обратившихся в КС, все-таки могут пересмотреть.


Один из осужденных по ч. 3 ст. 138 — житель Архангельска Алексей Трубин. В 2008 году его приговорили к 1,5 годам лишения свободы условно за то, что изготовил миниатюрное аудиоустройство (четыре радиомикрофона, смонтированные в футляре от губной помады). Инструкцию к нему Трубин вычитал в журнале для радиолюбителей. За отсутствие на «аудиопомаду» лицензии ФСБ его и привлекли к суду.


Похожая история произошла с предпринимателем Игорем Коршуном из Зеленограда. Его фирма, производившая диктофоны и видеорекордеры, в числе прочего предлагала своим клиентам «устройство дистанционного акустического контроля», предназначенное для контроля срабатывания системы охраны (квартиры, офиса). Суд посчитал, что предприниматель незаконно разработал свое изделие для негласного получения информации. В результате предпринимателю пришлось заплатить штраф в размере 200 МРОТ. «Совершенно непонятно, почему, например, ручка или декоративный офисный диктофон в виде деревянной шкатулки, снабженные надписью «диктофон» и световым индикатором записи, причисляются к закамуфлированным изделиям и, следовательно, специальным средствам, а тот же диктофон в фотоаппарате, сотовом телефоне, наладоннике – нет», – возмущался Коршун, поясняя, что побудило его обратиться в суд.


Остальные заявители – Сергей Капорин из Петропавловска-Камчатского, Цезарь Соловьев из Коми и Сергей Миронов из Костромы – обвиняются в незаконном приобретении и продаже устройств видеонаблюдения, закамуфлированных под бытовые предметы (шариковые авторучки и пульты автосигнализаций со встроенными видеокамерами и микрофонами). При этом все они покупали «спецсредства» не на «черном рынке», а у обычных поставщиков. В данный момент все три дела находятся на этапе следствия. Заявители указывают на то, что обвиняемыми они стали в результате отнюдь не преступных действий, и считают, что закон создает ситуацию, когда гражданин не может предвидеть последствия своих законопослушных поступков, что явно вступает в противоречие с Конституцией.


 
Комментарии
— unknown (26/04/2011 10:59)   профиль/связь   <#>
комментариев: 9796   документов: 488   редакций: 5664
Ну да, государство затянуло себе ещё одну гайку.

Вот как эта статья трактовалась. Вообще, "приватность" в российском законодательстве трактуется интересно. Истоком служит "тайна переписки". Остальное, судя по всему дописывали по ходу прогресса и в соответствии с балансом гражданских и ведомственных интересов, но не очень складно.

Получается, нет такой нормы, как например в американском законодательстве (при всех его других возможных замороках и неидеальности) — "обоснованного ожидания приватности". Например, исключения в праве на приватность в публичных местах или между участниками разговора.

Т.е. в российском законодательстве теперь отсутствует возможность скрытой съёмки, записи чего либо: даже собственных перемещений по публичным местам, своих частных помещений на предмет (скрытого) проникновения; лиц, находящихся при исполнении гос. обязанностей. Т.е. считается, что гражданин это делает только с заведомо злым умыслом (который даже доказывать не надо), а те, кто получил лицензию ФСБ — у тех с умыслом всё в порядке. Умысел добрый.

Разоблачители тайных планов, госзаговоров и коррупционных злоупотреблений должны негодовать, но они и так плохо приживаются в местных условиях (больше трындят в инете о том, как всё несправедливо, как хорошо-бы всё поменять и "что делать", ну вот как бывает здесь иногда).

Обывателям (которых заведомое большинство), как обычно, пофиг или они такие инициативы даже одобряют.
— SATtva (26/04/2011 12:43)   профиль/связь   <#>
комментариев: 11558   документов: 1036   редакций: 4118
Получается, нет такой нормы, как например в американском законодательстве (при всех его других возможных замороках и неидеальности) — "обоснованного ожидания приватности".

В американском законодательстве её тоже не было, пока Верховный суд не установил прецедентом при рассмотрении апелляции по уголовному делу.
— Гость (26/04/2011 21:35)   <#>
Ждём, когда к спецсредствам отнесут криптографию и средства достижения анонимности.

как хорошо-бы всё поменять
unknown, частица "бы" всегда пишется раздельно и без дефиса. Вижу уже который раз это, всё хотел сказать. Извиняюсь за офтоп.
— unknown (27/04/2011 09:42, исправлен 27/04/2011 09:43)   профиль/связь   <#>
комментариев: 9796   документов: 488   редакций: 5664

Так и сказали бы! Сразу было бы хорошо бы :)

— Гость (27/04/2011 14:54)   <#>
Тааак! А у меня на ветровом и на заднем стеклах стоит по миникамере. Это что же получается? Я теперь того, да?
— unknown (27/04/2011 14:59)   профиль/связь   <#>
комментариев: 9796   документов: 488   редакций: 5664
А прикиньте, каково тем, у кого радиомикрофон в автосигнализации!
— Гость (27/04/2011 22:02)   <#>
Кстати, тот же Верховный суд, если я не ошибаюсь, установил, что у человека не может быть этого самого обоснованного ожидания приватности в отношении своих личных данных, переданных банку, даже если банк обязуется соблюдать конфиденциальность этих данных. На этом основании человеку было отказано в иске к банку за то, что последний без его ведома передал его личные данные какой-то рекламной компании.
— Гость (27/04/2011 22:04)   <#>
Т.е. в российском законодательстве теперь отсутствует возможность скрытой съёмки, записи чего либо: даже собственных перемещений по публичным местам, своих частных помещений на предмет (скрытого) проникновения; лиц, находящихся при исполнении гос. обязанностей. Т.е. считается, что гражданин это делает только с заведомо злым умыслом (который даже доказывать не надо)

Погодите, давайте не бежать впереди паровоза. Вот же написано в статье: "следствие, возбудившее дело о незаконном обороте спецсредств, должно доказать наличие у обвиняемого умысла на совершение незаконных действий".
— Гость (27/04/2011 22:19)   <#>
На этом основании человеку было отказано в иске к банку за то, что последний без его ведома передал его личные данные какой-то рекламной компании.

А можно подробнее? А то по вашему получается, что банкам разрешили в одностороннем порядке отказываться от своих обязательств в данном вопросе – слишком громкое заявление. Название банка-героя особенно интересует.
— Гость (28/04/2011 23:52)   <#>
Можно. Эта история описана в известном 'I've Got Nothing to Hide' and Other Misunderstandings of Privacy. Правда, я ошибся, и там речь не о Верховном суде и не об "обоснованном ожидании", что не меняет сути:

A similar problem surfaces in another case, Smith v. Chase Manhattan Bank. A group of plaintiffs sued Chase Manhattan Bank for selling customer information to third parties in violation of its privacy policy, which stated that the information would remain confidential. The court held that even presuming these allegations were true, the plaintiffs could not prove any actual injury:

"[T]he “harm” at the heart of this purported class action, is that class members were merely offered products and services which they were free to decline. This does not qualify as actual harm.
The complaint does not allege any single instance where a named plaintiff or any class member suffered any actual harm due to the receipt of an unwanted telephone solicitation or a piece of junk mail."
— Гость (01/05/2011 10:43)   <#>
закон создает ситуацию, когда гражданин не может предвидеть последствия своих законопослушных поступков, что явно вступает в противоречие с Конституцией.
А кстати где в конституции прописана гарантия такого предвидения?
— Гость (17/05/2011 23:16)   <#>
Ну вот, Конституционный Суд принял решение по ч3 ст138 УК РФ.
http://www.rg.ru/2011/04/13/ks-grazhdane-dok.html
признав норму конституционной.
К сожалению, оно не прояснило неопределенность закона, а напустило тумана еще больше. КС непонятно на каком основании расширил объект преступления ч3 ст 138 УК РФ за пределы самой статьи, охватив им ст.137, ст139 УК РФ с целью превентивной !!!! защиты прав, особо :-) гарантируемых ст 23, 24, 25 Конституции РФ (заодно прямо ущемив права, не очень сильно гарантируемые ;-) ч4 ст 29, ч1 ст 34, ч2 ст45, ч1 ст46 Конституции РФ). Это расширение объекта преступления привело к принципиальной невозможности отделения СТС НПИ от обычных технических средств, так как невозможно отделить технические средства предназначенные для негласного получения личной и семейной тайны от иных технических средств, так как технические средства не умеют определять смысл информации (личная она или семейная или не защищаемая законом).
Какая связь между СТС НПИ и проникновением в жилище против воли проживающих в нем лиц вообще непонятно.
Признаки, СТС НПИ, в качестве примера предложенные КС, к прежним туманным определениям типа камуфлированности (как его отделить от совмещения функций или декорирования?) добавляют новые: малогабаритность (это сколько? 4 см или 6см или 10см?), использование массовым потребителем (массовым это сколько? 100? 1000? 10000?), обнаружение только специальными приборами (какие приборы относятся к специальным?), функциональное предназначение для использования специальными субъектами (что обуславливает это предназначение?).

В общем, да здравствует наш Конституционный Суд – самый политизированный суд в мире. Хотя не очень понятно почему это заведение называется судом.

Более подробный обзор решения КС находится здесь
http://sites.google.com/site/1.....s-pravo-ili-politika
— Гость (17/05/2011 23:45)   <#>
Жаль, что такие средства не могут быть использованы в качестве доказательства в суде по всяким делам типа взяточничества, коррупции, "превышения должностных полномочий" вне зависимости от того, законные ли они сами по себе. Что делать бизнесу — не знаю, а потребителю — как всегда, т.е. класть на закон.
— Гость (18/05/2011 00:03)   <#>
Жаль, что такие средства не могут быть использованы в качестве доказательства в суде по всяким делам типа взяточничества, коррупции, "превышения должностных полномочий" вне зависимости от того, законные ли они сами по себе.

Кому жаль? Много ли давших взятку и записавших это на видео понесут доказуху сами на себя в полицию?
— Гость (18/05/2011 01:13)   <#>
Угрозы — вполне можно. Понуждение к даче взятки — также.
Ваша оценка документа [показать результаты]
-3-2-1 0+1+2+3