Рациональное невежество – 2
Прямо перед носом закрылась любопытная тема, в которой не сказано как мне кажется важных слов.
Человек может быть всего лишь носителем разума, а не его источником. К этой гипотезе легко склониться, исследуя акты творения, совершенные человеком. Имеется ввиду не бесцельная перестановка известных кубиков в духе теории Эволюции, а творение чего-то небывалого и подлинно нового. И вот тут рациональное невежество в данную картину мира впишется как нельзя лучше.
комментариев: 9796 документов: 488 редакций: 5664
Представим, что в малоресурсном обществе есть много бедных жилых кварталов, немного средних и совсем мало — элитно-роскошных. Тогда, человеку надо вступить в конкуренцию за ресурсы, заработать больше денег и купить место в среднем, а лучше — элитном квартале. Это такой традиционный ранний капитализм.
Когда проблема технически не решается, он работает как некий естественный, но неоптимальный регулятор.
Теперь представим, что есть высокоресурсное, технически оснащённое, хорошо организованное общество. Придумана технология создания достаточно качественного недорогого жилья, например на строительных принтерах (прототипы есть). В итоге, бедных кварталов практически нет, средних — большинство и элитных мало. В средних кварталах всё нормально организовано, необходимая инфраструктура есть, обеспечен приемлемый комфорт и безопасность. И это будет доступно на уровне чуть-ли не покупки домашнего компьютера (вопрос о цене земли, как невоспроизводимого конечного ресурса пока оставим в стороне).
Тогда, смысла стремиться к элитному жилью у большинства не будет. Оно будет нужно, чтобы как-то занять богачей сбрасыванием своих фантиков на некую роскошь. Возможно, придёться создавать какой-то дополнительный искусственный рынок роскоши для удовлетворения их фантазий и стремления к излишествам.
Более серьёзной проблемой будет — как не плодить избыток маргиналов и как утилизировать
в биореакторетех, что уже наплодились. Потому как да, в условиях избытка ресурсов и отсутствия необходимости конкуренции их будет становится тупо больше, размножаться они будут активнее, выжирать все ресурсы и стараться испортить то, что не могут захватить (в стаях некоторых обезьян есть буквально такая модель поведения — не съем, так понадкусываю или поломаю ветки с бананами, чтобы соседней вражьей стае меньше досталось). Т.е., и сверхконкурентные богачи, умеющие строить иерархию и лезть в ней наверх, и маргиналы такому обществу будут не нужны. Пока не придуман способ, куда их всех деть и не дать им больше появляться.Простым воспитанием, идеологической промывкой мозгов, законным полицейским насилием такой вопрос не решить. Это надо корректировать прошитые где-то в генетике устаревшие животные инстинкты. Причём всем тотально, включая верхушку общества. А отказавшихся — ссылать в резервации дикарей. Иначе, если не поменять людей, высокоресурсное общество деградирует. Они его сами испоганят. Технологии дикарям будут не впрок. Поэтому технологии должны и человека перерабатывать, как технологический продукт или механизм.
А регуляция численности и предотвращение роста населения позволит снизить цену невоспроизводимых природных ресурсов (земельных площадей). Да, при этом придёться как-то извести на корню или жёстко изолировать общества, которые не захотят принять на себя такие ограничения и будут упорно продолжать жить по традиционным биологическим моделям. Если это можно будет сделать без войн, превентивного геноцида и прочего ненужного насилия — прекрасно. Нет — тогда получится также грязно, как всегда: прав тот, кто победит, виноват — тот кто проиграл.
Нельзя утверждать, что это всё правильно, оправданно, так надо поступать и пр. Но просто надо пытаться понять тенденции, которые возникают из-за неизбежных проблем. И если эти вопросы кто-то боится ставить из-за стыдливой политкорректности или ложного гуманизма, ну так дождутся все, что сама жизнь внезапно столкнёт всех в очередной глобальный кризис с неототалитаризмом (причём, неизбежно, с обеих сторон — и у неоварваров, и у технократов) и войнами, когда цивилизованно, мирно и красиво решать будет уже поздно.
Видел где-то первоапрельскую статью по информатике или криптографии, про антибиты и какой-то протокол на их основе. Думал — остроумная шутка. А оно вон как оказывается.
Кстати, давно задавался вопросом, почему они уже столько времени у себя на родине в самой Германии почти полные нули в математике, криптографии, Computer Science и пр. по сравнению с Италией, Францией и др. даже менее развитыми странами. А оно вот опять как оказывается.
Кстати, это ещё одна глобальная проблема. Технократические механизмы развития общества: фундаментальная наука, свободное ПО и пр. — глубоко антирыночны по своей природе. В то же время, требуют некой творческой и организационной свободы, но не предпринимательской (из-за чего в тоталитарных гос-вах тоже не очень хорошо живут). Пока это всё держится на жирных объедках рыночной экономики, а как будет дальше, откуда брать ресурсы на фундаментальные исследования — непонятно. И кстати, ни голосованием этот вопрос не решить (народ проголосует за футбол, а не коллайдер), ни политической волей при существующих сейчас формах устройства общества (кто пролоббирует неприбыльный проект, когда у властей ни в одной стране нет людей, которые что-то понимают в фундаменталке, даже экспертов в ближайшем окружении нет). Короче, технократам надо что-то срочно пилить, чтобы
всех остальных выпилитьесли не взять власть в свои руки (пока очень рано), то по крайней мере выстраивать общество по технократической модели.В то время как в традиционном обществе такого вопроса даже не возникло бы, там бы видимо спросили – почему не послать в жопу государство, которое в нынешнем виде нужно одному, (нет нy пусть даже больше, пяти, пяти!) %-м населения?
Всё идет не к победе однопроцентного солипсизма, а могучего и всепобеждающего социализма. И тогда тут прогрессивная общественность совершенно правильно волнуется о перспективе быть смешаной с окружающим её среднестатистическим дерьмом.
комментариев: 9796 документов: 488 редакций: 5664
Фундаментальная наука в традиционном обществе быстро прекратит развитие (её пошлют вместе с государством), технологии запроприетарятся и скатятся до уровня ремесленничества.
Прогресс всё равно в перспективе ставит всех куда-то туда, где традиционные общественные модели и отношения не работают.
Я не знаю, и в этом совсем не уверен.
Патенты и сейчас имеют временные ограничения, будет допустим технологический отрыв в 70 лет, не страшно.
Не всех, желающие вполне могут отказаться и от прогресса, если он в каком-то из своих направлений не приобрел планетарные масштабы. От всего тем или иным способом позволительно отказываться.
комментариев: 9796 документов: 488 редакций: 5664
Для научно-технического развития требуется всё больше ресурсов и более рациональное их использование, это не вписывается в модель рынок-прибыль-конкуренция.
Не будет выгодно развиваться всерьёз. Только если делать мелкие усовершенствования, а не создание принципиально нового. Будут придерживать технологии, выжимая прибыль законами, лоббирующими защиту финансовых интересов. О фундаменталке придёться забыть, как и о других нерыночных способах развития.
В личном порядке — пожалуйста, отказывайтесь. А вот что делать с воинствующими неоварварами, луддитами и опускающимися маргиналами всех мастей?
Это т.н. экстенсивный тип развития и он не единственно возможный.
Когда вы претендуете на права других, то они могут превратиться и в луддитов, и в маргиналов и в неоварваров, так бывает.
Вы вот так и не привели кодекс технократа и поэтому кто и когда неоварвар, кто технократ и в каком случае в общественном сознании два термина меняются местами по прежнему не ясно. Разрушение инфраструктуры противника – древних капищ или АЭС, к чему из перечисленного отнести? Вряд ли же к расчистке местности, верно?
комментариев: 9796 документов: 488 редакций: 5664
Экстенсивная фаза → интенсивный скачок на новый уровень. И так по новой.
При одинаковой мере негативной информационной энтропии пусть даже квантовой формально все виды информации равноправны — ведь её качество и контент не учитываются. Тогда капище и АЭС — равноправны. Но если привязывать контент информации к научным знаниям и техпрогрессу, то ценность капища ничтожна по сравнению с АЭС и прочими храмами науки и техники. Только в отличие от храмов — они утилитарны. Их можно легко менять по мере устаревания. Насчёт полного кодекса не скажу, но теория важна, хотя и не догма, если есть процесс смены парадигм. Практика — утилитарна. Капища сюда никак не вписываются. Всё, предназначенное для отправления гуманитарных духовных потребностей, относится к инфраструктуре примерно также, как к сфере развлечений.
Надо бы как-нибудь вписать в теорию, стоит заметить. А что ломать каждый умеет это и без теории ясно.
комментариев: 9796 документов: 488 редакций: 5664
Ну это отдельный, спорный пункт — что делать с артефактами, объектами т.н. культурной ценности? В нынешней цивилизационной парадигме они имеют ценность и денежную (старинные картины раскупают с аукционов) и выше денежной (охраняются как государственные достояния).
Можно предположить, что по мере развития цифровой эпохи материальный объект не будет иметь значения. Важно лишь его описание, качественная оцифровка, информационный слепок. А на каком носителе — неважно. Чувства ностальгии по прошлому и необходимости ощущать связь с ним на уровне ощущений не будет, только хранение информации. Если удасться перезагружать сознание, то даже ценности человеческой биооболочки не будет.
Ну даже сейчас. Можно оценить, к примеру, красоту картины. Но искусство — это развлечение, информация о понятиях эпохи прошлого. А зачем тратить деньги на хранение оригиналов — не очень понятно. Почему не оцифровать, перевести на свободно копируемый носитель, как текст, фото или музыку (кстати, текст и музыка — принципиально копируемые виды искусства) и сделать всеобщим бесплатным достоянием? Почему кому-то принадлежат оригиналы и возможность иметь на этом рынок аукционов и вложение денег?
Т.е. рынок «исторических артефактов», сделанного на заказ ручным трудом, драгоценных камней и прочей ювелирки — это ещё один способ чем-то занять богачей, которые хотят выглядеть «культурными», обозначить свою роскошь, прихоти и капризы. Обладание такого рода набором декораций — это был инструмент маркировки статуса и власти в примитивных сообществах. Но он и сейчас ещё актуален, даже в развитых сообществах. К сожалению.
Часть теории приведена — это маркировка отношений. Дополнительно, наверное, можно развить тему ритуального символизма и старого механизма массового контроля над сознанием посредством ритуалов — в частности, поклонению каким-то определённым местам, на которых происходили исторические события.
Я могу предположить что сознание можно будет прочитать (скорее всего с разрушением мозга, т.к. неинвазивных способов нет даже на горизонте), и в принципе можно эмулировать в машине. Но с записью гораздо большие технические проблемы.
Тут ещё про пример с Японией.
Про Германию надёжный пруф лень долго гуглить, но что-то попало даже в жёлтую прессу:
В то время Германия действительно была передовой и много топовой научной прессы печаталось на немецком языке в немецких журналах. До сих пор многие сталкиваются с оригиналами работ Шрёдингера, Паули и др., они на немецком.
Вообще, если коротко, проблема в том, что рынку нужна отдача от вложений за приемлемый срок, а отдача от фундаментальных исследований иногда возникает через 100-150 лет.
Если говорить строго, то CS в Европе только-только зарождается. Наверно, в ней, как и в СССР, это считали никому не нужной буржуазной наукой. Абстрактная математика, фундаментальная физика — это ещё более-менее, но CS — нет.
Внутри Европы тоже есть градации, и на примере Бельгии они хорошо видны. Когда-то Валлония (франкофонная часть Бельгии) объединилась с Фландрией (голладскоговорящая часть Бельгии) из-за общей религии (католицизм), т.е. фламандцам Голландия была дальше по духу, хоть и родной язык, только потому, что те протестанты. Теперь, конечно, это уже не играет роли, и фламандцы больше ориентируются на Голландию, а валлоны — на Францию. Валлония раньше была богаче и кормила Фландрию, но потом всё поменялось с точностью до наоборот, теперь Фландрия как больше по населению, так и богаче, при этом кормить Валлонию совершенно не желает. Фактически в стране сосуществуют два параллельных правительства, у них отдельное финансирование, отдельные налоги. Почти все гранты опять же привязаны к тому, Валлония это или Фландрия. Есть и общее правительство, но вопросами финансирования науки оно мало занимается, давая это на откуп регионалам. По принципу языковой/этнической принадлежности были разделены учебные заведения Брюсселя. Формально франкофонный ULB и голландскоязычный VUB — независимые организации (хотя у них и есть общение), хотя когда-то были одним университетом.
Франкофоны в целом считаются витающими в облаках бедными лентяями (наверно, как и вся Франция), они на лидирующих позициях в театре, кино, искусстве, музыке... но ничего типа не производят. Однако, вся фундаменталка у франкофонов тоже из-за «летания в облаках» развита: много хороших школ по теории, по фундаментальному эксперименту, несколько успешных квантовых стартапов и т.д. Если вы держите в руках характерный диссер, написанный валлоном или французом, скорей всего он будет о чём-то высоком и фундаментальном. А характерный диссер фламандца — это организация процесса расфасовки и упаковки шоколада (очень прикладное и востребованное с учётом их шоколадной экономики). Пример реальный, не надумнный. Смешно, но в современной модели экономики условный школад пока побеждает условный SequrNet, как будет дальше — неизвестно.
Всё работает на кредите доверия мировому сообществу и вере в отсутствие глобального заговора, т.е. если одна большая подгруппа начнёт активно пилить бабло, другая группа выступит с её разоблачением и сделает ей чёрный PR. По сути экспертизу крупных проектов заказывают, слушают отзывы, на их основе принимают решения. С точки зрения специалиста многие из этих решений будут глупыми, но что-то всё равно время от времени перепадает.
Вера в оригиналы искусства и антиквариат по сути религиозная, как и вера в золото. Любой ограниченный ресурс может выступать заменой денег. Видимо, в этом экономическая первопричина востребованности антиквариата. А религиозная первопричина в том, что «на копии оригинала, внешне никак не отличимой от него, нет "благодати"» — это такая всеодухотворяющая незримая субстанция, которая делает всё хорошо. Это всё настолько глубоко прошито на уровне иррациональных инстинктов, что практически невозможно избавиться от этих многочисленных «в этом доме жил...», «это письмо было написано собственноручно тем-то», «эту книгу мне подписал сам такой-то» и пр. В каком-то смысле — да, тут есть элемент хвастовства, т.е. «у вас есть нечто, что нельзя скопировать, этого нет у других, это делает вас уникальным». Можно фотографически перенести подпись, но лично вам этот человек не подписывал этот экземпляр книги, не держал её в руках и т.д.
В мануалах однако пишут так:
И
30 лет это биологическая точка остановки в развитии и похоже самое удачное время для клона.
Многое тем не менее по первым прикидкам достижимо – скоростной атомарный нейросшиватель, ограниченный лишь числом допустимых ошибок, биокатализаторы роста-старения отдельного органа, исключающие его функциональный износ, создание условий для глиальных тканей с заполнением выделяемого у клона пространства таким, образом что каждое следующее поколение клонов будет иметь больший объём черепа и массу мозга, преодолевая естественные биологические ограничения, и т.д. и т.п. Работы в избранном направлении достаточно, только успевай объяснять перспективы и вкладывать деньги.